Французская поэзия: краткая теория


Старая французская поэзия начиналась с поэзии жестов, то есть песней жестов. Народная поэзия превращалась в личную, когда автор подписывал свое имя называли его имя при устном распространении произведения. О чем же была старая поэзия? Ответ на этот вопрос очень прост — о жизни, быте и взаимоотношениях обыкновенных людей. Так, например, женщины, когда пряли и убирали в доме, что-то себе тихонечко напевали под нос, после этого песнь превращалась в поэму, стихотворение или прозу и ложилась на бумагу. За долгое время развития человечества поэзия эволюционировала вместе с ним. Обряды и культура различных народностей также закладывалась в произведения, примером тому могут служить песенки на Рождественские колядки, колыбельные или весенние хороводные песни, в которых рассказывалось о горькой доле замужних мадам и о прекрасной жизни юных мадемуазель, которые еще не вышли замуж, тематика иначе звучит «la mal mariée».

Многие стихотворения начинали именно прославлением весны, хотя бы пару строчек, но должно было быть подобное вступление, даже у произведений политического уклона. Весенняя лирика в одно время считалась синонимом слова «поэзия». Она очень часто переплеталась с темой mal mariée. Это переросло в целый любовный жанр. На его фоне возникла куртуазность тематики, которая прослеживалась в произведениях трубадуров из Прованса, это было примерно в 12 веке.

При дворе королей открывались различные литературные кружки, в которых принимали участие местные учителя и философы. На севере Франции располагалась школа труверов, которые упорно противостояли южным трубадурам, иногда заимствуя у них некоторые литературные элементы.

Северная школа: Пьер де Корби, Пьер Моньо, Жан Эрар, Жильде Винье, Одефруа Бастард, Фастуль, Жан Бретель и Адам де ла Галь. Отталкиваясь от южных авторов, они отражают пастушьи темы, с ориентиром на родную местность, родные поля и холмы. Также прослеживается у них и любовная тематика, позиционируя любовь на служение друг другу по определенным канонам.

Всё это горожане и по преимуществу клирики. Подражая трубадурам юга, они влили своеобразную свежесть в установившиеся поэтические формы. Так, в пастушеских песнях (pastourelles), введённых также под южным влиянием, они изображают игры пастухов родной Пикардии. Такой же непосредственностью веет и от песен Колэна Мюзе и Гаса Брюле, также не принадлежавших к феодальной знати. Большая часть канцон труверов полна чисто условной любовной казуистикой. Любовь, согласно теории труверов, есть служение, и это служение имеет.

  • Шарль Бодлер – поэт, литературный критик, приверженец классической французской литературы. На его творчество сильно повлияла ранняя кончина отца и скорейшее повторное замужество матери, что четко прослеживается в его многих произведениях. Его яркие произведения : «Цветы зла», «Падаль», «Альбатрос».
  • Поль Верлен – символист и импрессионист, Его произведения: «Путешествие француза во Франции», сборники: «Сатурнические поэмы», «Песни для нее» и другие. Отличается его творчество пронизывающей грустью и тоской, истинная и глубокая лирика.
  • Жак Дюпэн – поэт, критик художественный. Родился в психиатрической клинике, где его отец занимал должность заведующего. Отец ушел из жизни рано, Жак воспитывался его дедом. Произведения: «Малевич», сборники: «Линия разрыва», « Амбразура» и другие.
  • Жан дё ля Фонтэн – баснописец, широко известный французам, как в России И. Крылов. Вырос на лоне природы в лесах и лугах, был членом католического сообщества. Увлекался поэзией и философией. Произведения: «Волк и пес», « Ворона и лисица», «Волк-пастух».
  • Жан Батист Поклен , известный под псевдонимом Мольер. Тесно был связан с театром и актерской карьерой, был директором театра, сам писал многие пьесы. Произведения: «Мнимый больной», «Летающий лекарь», «Школа мужей» и другие. Скончался во время игры одной из ролей в своем спектакле, так и не доиграв свою роль.
  • Жак Превэр – поэт, драматург, кинокритик, родился в обеспеченной семье, писал сценарии к кинофильмам, а также сборники стихов на различную тематику, но преимущественно на социальные темы. Произведения: «Дождь и ведро», «Король и птица», «Слова», «Истории».
  • Андрэ Мари дё Шенье – поэт, политик и журналист в одном лице. Родился в Турции, так как его семья была дипломатической. Объездил всю Европу, является открывателем нового литературного движения, его называют даже «предвестник романтизма». Произведения: «Молодая узница», «Ямбы» и другие.
  • Мелин Фармэр – современная известная песенная исполнительница, а также поэтесса.
  • Жан Шаплэн – поэт 17 века, критик литературный. Составил один из известных словарей французского языка, писал оды и сонеты, в качестве главного героя часто упоминал Жанну Д`Арк. Произведения: «О чтении старинных романов» — трактат, ода «К Ришелье» и другие.

Многие именитые русские поэты, критики и авторы пытались дать свое описание французской поэзии, но ее глубина просто не неописуема, как пишет Николай Гумилев, это невозможно, ее описать.  Многочисленные представители поэтического направления живут в голове и сердцах французов, поэтому и каждому, увлекающемуся французским языком, следует знать наизусть пару строк из произведений Виктора Гюго или Жана де ля Фонтэна.

Современная же французская поэзия не блещет своими талантами, но все-таки следует выделить следующих авторов:

  • Жан-Мишель Мольпуа – поэт, первую книгу выпустил в 78 году прошлого века, все ему принадлежит около 30 сборников стихотворений. Он занимает должность главного редактора в литературном журнале Франции, преподает в университете и является руководителем дома писателей в столице страны. В основном его стихи – критическое видение других поэтом прошлых лет или современности.
  • Жан-Батист Пара – критик, поэт, искусствовед. Вел долгое время на телевидении программу о поэзии и литературе, также как и Жан-Мишель Мольпуа, является главным редактором одного из литературных журналов. В основном занимается художественными поэтическими переводами европейских и азиатских авторов с нескольких языков: итальянского, русского, индийского и некоторых других.

Для того, чтобы не показать себя невежей, следует следить за всеми сферами жизни, особенно в стране изучаемого языка, но так, чтобы это не превратилось в фанатизм, и, чтобы про родину свою также не забывать. Изучайте, познавайте, просвещайтесь, не забывайте про живое общение с носителями языка, которое возможно осуществлять на международных форумах или социальных сетях. Удачи вам, русские французы!


Стихотворения на французском языке: читаем и учим
Французское образование: пошаговое взросление

(1 голос., в среднем: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Обязательные поля формы *